Заземление электричества
Как стать смелым, будучи не очень храбрым
Пару лет назад рядом с моим домом установили зарядную станцию для электромобилей. Некоторое время она пустовала, а потом каких только машин я там не перевидала — настоящий парад передовых моделей экологически чистого автопрома. Но, когда там стал заряжаться отечественный EVOLUTE i-JOY, мне стало понятно, что электромобили у нас уже не диковинка.
Однако наивно было бы считать, что машина на батарейке уже успела стать для нас чем-то обыденным. Как и любое новое транспортное средство, она требует адаптации под него своего мировосприятия и, как следствие, поведения. Ежедневные поездки на мотоцикле дают преимущества не стоять в пробках, но накладывают обязательства экипироваться определенным образом. Даже эксплуатация в городе самоката имеет свои нюансы. Электромобиль, возможно, выглядит слишком похожим на машину с ДВС, и многим заранее кажется, что им все про него «понятно». Понятно, что нужно менять оптику. Формирование новых привычек требует времени, но сулит значительную пользу.
Сила тока и сопротивление
Потенциально электромобиль мог бы обойтись без привычной тормозной системы, используя для замедления силовое сопротивление, которое создает электромотор в режиме генератора. В реальности же именно за счет подобной особенности тормозные «расходники» у электромобиля изнашиваются гораздо медленнее.
Первое, что должно уйти, это чувство тревожности. «Ну вот сейчас батарейка разрядится, и что же делать? А что бы вы стали делать, будь у вас бензиновый автомобиль? Взяли бы канистру под мышку и пошли бы пешком на АЗС? Я вот ни разу не ходила, у меня и канистры-то в багажнике нет. Потому что я, как и любой нормальный автомобилист, слежу за уровнем топлива в баке и не довожу до того, чтобы ездить «на лампочке».
Хочется сказать: «Вот и с электромобилем так же». Но на самом деле — нет. Необходимость следить за уровнем заряда батареи сохраняется. Но сам процесс «заправки» стоит пересмотреть. Не ждать «осушения топливного бака», а регулярно понемногу заправлять электромобиль энергией. И возможности для этого есть не только для обладателя частного дома в пригороде, но и жителя крупного мегаполиса. Стоит задать поиск «Станция зарядки электромобилей» в тех же «Яндекс.Картах» — вы увидите россыпь адресов. Не говоря уже о том, чтобы воспользоваться специализированным приложением.
Если обратиться к статистике — Минпромторга, например, — то в России действует более 7,5 тыс. зарядных устройств для электромобилей и задействовано 35 операторов электрозаправочных станций (ЭЗС). Кто-то, вероятно, поспорит, что не все эти ЭЗС находятся в открытом доступе. Но тот же Минпромторг обещает к 2024 году количество публичных зарядных станций увеличить еще на 3 тыс. штук.
Тактики «заправляться почаще и понемногу» стоит придерживаться, если вы живете и в частном доме, — ставить на зарядку электромобиль по ночному тарифу каждый вечер и к утру иметь «полный бак». Гипотетически это действительно можно делать от обычной розетки, правда, из-за ограничений на входную мощность электроэнергии «обычная розетка» не будет выдавать максимальной производительности. Так что все же придется адаптироваться под новый вид транспорта и под розетку для зарядки электромобиля сделать отдельную электрическую линию — не меньше. Но можно и больше — установить домашнюю зарядную станцию. Вариантов при этом много. EVOLUTE , например, предлагает выбор от специального зарядного кабеля по цене от 15 тыс. руб. до домашних зарядных станций по цене от 60 тыс. руб.
Все вернется
Многие технические узлы в электромобиле устроены проще, чем в машине с ДВС. Например, вместо сложной многоступенчатой коробки передач и тяжелой трансмиссии он оборудован простым и надежным понижающим редуктором.
Однажды мне повезло, и я увидела не только тот самый i-JOY на заправке возле моего дома, но и его владельца. Точнее, владелицу — молодую женщину, что меня не удивило — считается, что именно женщины более склонны ко всему новому, в то время как мужчины по своей природе более консервативны. Глядя на автомобиль, я улыбнулась. Владелица i-JOY улыбнулась в ответ. Завязался разговор. И вот я задаю коронный вопрос: «Ну вот если честно — на сколько реально хватает зарядки?» — «Прям вот честно? — уточняет она. — А я не знаю. Мне по Москве — достаточно. И потом, я же не гоняю как бешеная».
Святые слова! Внемлите, драйверы. Электрокар дает не только особое ощущение от вождения и классную динамику, на которую можно спустить немало мощности электромотора. Можно быть, наоборот, спокойным, и это неспешное движение вернется вам рекуперацией, подзаряжающей батарею. Пустяк, конечно. Хотя нет — не пустяк. Преимущество. Автомобиль с ДВС не умеет увеличивать количество топлива в своем баке.
Разумный компромисс
Электромобиль умеет заряжаться и от бытовой розетки, и от сверхмощных станций разных форматов, а все потому, что у него есть отдельный электронный блок, который может «принять и переварить» и переменный ток, и постоянный
«Ну а если зима?» Это известный козырь, с которого заходит в споре «брать или не брать электромобиль» любой адепт ископаемого топлива. И тут можно, конечно, объяснять, что, в отличие от двигателя внутреннего сгорания, электромотору не нужен предварительный прогрев, потому что в электрокаре нет масла, которое может застыть и помешать запуску двигателя. Можно поделиться роликами с YouTube, демонстрирующими опыт пользователей. «Ну а если батарея на морозе сядет, как тогда быть?» В этом месте спора я обычно теряюсь, потому что спор идет по кругу. «Ну как быть — следить за уровнем зарядки». — «Но в мороз-то, в мороз — энергия тратится на обогрев, то-се. Как быть?». Ну как быть? Идти за дизелем.
Этот ответ ставит адептов ископаемого топлива в тупик. Потому что они думают, что владелец электрокара — обязательно стопроцентный веган, экоактивист и вместо иконки клеит на торпеду портрет Греты Тунберг. Но даже в этом случае нет ничего ужасного в том, чтобы установить под капот автономный отопитель. Компромисс? Ну да. Повод для дискуссии? Несомненно! Но батарея тратит энергию на движение, отопитель — на тепло. Все довольны. Можно продолжать разговоры.
В том же EVOLUTE i-JOY подобный отопитель выключается либо принудительно из салона, либо через приложение. Он располагается в крыле и греет малый контур, в который входит бачок с жидкостью, которая, в свою очередь, греет салон автомобиля, за счет этого и экономится заряд батареи. Благо под капотом достаточно места и для компактного отопителя, и для небольшого топливного бака.
К слову, подмеченный мной EVOLUTE выступил иллюстрацией к опубликованной недавно статистике — на российском рынке продаж новых электромобилей сменился лидер: спустя два года доминирования Tesla ее место в рейтинге занял EVOLUTE — по итогам первого квартала 2023 года. Это в числе прочего говорит о том, что электромобиль из дорогой и статусной покупки становится более доступной, понятной и «не страшной». Но если посмотреть на цифры количества проданных машин: за первые три месяца этого года был куплен 1661 новый электромобиль — «бесстрашных» у нас пока не очень много. Что тут скажешь — будьте смелыми. Покупка электромобиля поможет вам посмотреть на мир под новым углом зрения.
Анна Килимник
Источник: «Коммерсант»